среда, 26 сентября 2012 г.

Акне: советы знающих и опыт практикующих


Время лечит? Время калечит. "Подожди, и все пройдет. Это возрастное" - говорили не слишком  сознательные взрослые. Время прошло, а проблемы остались. И на борьбу с ними уже брошены  все ресурсы: временные и материальные. Часто упорство вознаграждается, а часто все остается там, где и было - то есть на лице. И на смену упорству приходит желание поверить в любую чепуху, которая сможет помочь. Чепуха  начинается с обозначения причин проблем. В статьях на тему акне я встречала самые бредовые вариации: от отсутствия сексуальной жизни и употребления молочного шоколада.


Вот что пишет грамотный косметолог в хорошей статье, которую я рекомендую к прочтению целиком: "Существует лишь одна причина – гормональная. Все.  Забудьте вы про неправильное питание, неправильные мысли и карму. Съеденный гамбургер не вылезет жирами у вас на лице. Жир пищи и сало кожи – ну совершенно разные вещи, поймите, наконец! Со всеми подобными бреднями можно смело отправляться на форумы". К сожалению, наши люди обычно через форумы с советами бредивших приходят в блоги адекватных косметологов и в их кабинеты , а не наоборот. Из понимания причины следует дополнительное, но очень важное замечание: если вам больше 25, и неожиданно у вас с лицом начали происходить какие-то подростковые метаморфозы - время бежать к врачу. Цитирую: " Чаще всего связан с поликлистозом яичников или с нарушением в работе надпочечников... Также опухоли могут продуцировать гормоны". Как-то так.

Из понимания причины следует еще одно грустное. Акне в неподростковом возрасте - болезнь хроническая. То есть, пока причина - истинный или ложный гормональный дисбаланс не устранена -  акне, прям как алкоголизм, будет с вами. Даже если вы одержали победу - это всего лишь победа в битве, но не в войне. Нужно быть начеку, корректировать уход, пусть уже и не лечебный, с оглядкой на имеющуюся проблему и проводить профилактические мероприятия. Но сначала нужно выиграть битву.

Кстати, у Анны Марголиной прочитала, что косметологи не должны лечить акне - это вотчина дерматологов (так и происходит, например, в США). . Но поскольку многие сталкивались с совковыми дерматологами, то приходится этим активно заниматься с выгодой для себя труженикам салонов красоты. В принципе, связка "гинеколог-эндокринолог+ хороший дерматолог или косметолог" - самый короткий и эффективный путь решения проблемы. Для тех, у кого есть голова на плечах, средства в кошельках  и любовь к себе. Но почему-то, почему-то этот путь самый непопулярный.

Лазить по форумам, искать одно-единственное-волшебное средство, отказ от шоколада и народные примочки - это, скажем так,  вообще, не путь. Это блуждание. Желание помочь себе признанными и проверенными дерматологией и косметологией средствами - путь длинный и с возможными потерями. Это путь, по которому прошла я. Потому что, как в выше упомянутой статье: " Если врач обучался в этом веке (хоть получал основное образование, хоть усовершенствование), то он уже не будет рассказывать про антибиотики и чистку желудка. Он уже будет знать о причине возникновения угрей" -со мной такого не случилось.

Кстати, антибиотики - одна из генеральных ошибок самолечащихся и лечащихся у кого-то. В этом плане я доверяю Анне Марголиной, американскому косметологу русского происхождения: "Как известно, микроорганизмы привыкают к антибиотикам. Исследования показывают , что на  коже тех пациентов с угревой болезнью, которых ничем не лечили, присутствуют до 85% устойчивых к антибиотикам штаммов микроорганизмов. А после курса лечения антибиотиками эта цифра возрастает почти до 100%... Этим объясняется тот факт, что обострение угревой сыпи, наступившее вслед за временным ее исчезновением после антибиотикотерапии, нередко протекает тяжелее, чем до лечения,  и сопровождается  более глубокими и обильными поражениями.Так как многие пациенты в поисках излечения странствуют от врача к врачу, а каждый врач назначает сначала антибиотики, то в итоге у них может развиться тяжелая форма угревой сыпи, осложненная дисбактериозом кишечника, нарушениями иммунитета и появлением  в организме штаммов микроорганизмов, устойчивых к широкому спектру антибиотиков". Вывод вроде бы ясен. Здесь речь идет больше о внутреннем употреблении, но это справедливо и для наружных форм. Кстати, "Зинерит" - это комбинация эритромицина и ацетата цинка.  Этот антибиотик применяется так давно, что устойчивые к нему штаммы встречаются в почти половине случаев.

Если не антибиотики, то что? В своей книге (которую я тоже советую) Вера Медведева  пишет: " Обычно люди останавливают свой выбор на одном-единственном препарате, применяемом от случая к случаю, и именно поэтому 99, 9% не получают ожидаемого эффекта  даже от проверенного высокоэффективных средств... В настоящее время имеется множество препаратов, которые эффективно устраняют одну или сразу несколько причин образования акне. Понятно, что их можно и нужно сочетать для получения стойкого эффекта". Тут именно речь идет о причинах образования, а не возникновения, и о них - причинах - тоже весьма полезно почитать.

Все средства она делит на кератолитики, себосупрессоры, противовоспалительные средства. Для успешного лечения нужно сочетать средства из всех трех групп. Самый известный кератолитик - салициловая кислота. Рекомендуемая форма - спиртовой раствор, желательно 2%-ный. Самый важный момент, который я извлекла из чтения этой книги - что, после антибиотиков, неправильное использование на бытовом уровне средств - вторая фатальная ошибка. Очень важные нюансы в использовании салицилки - это то, что она наносится не точечно и не зонально, а на все лицо дважды в день; через 5-10 минут препарат смывается теплой водой, проделывать нужно регулярно, так как препарат имеет мягкое воздействие. Через два месяца без пропусков заметные улучшения наступают у большинства пациентов. Спиртовой раствор на ютьюб активно пиарила известная Вероника, наслушавшаяся какого-то известного американского дерматолога. Я все-таки не стала его использовать по одной причине. Анна Марголина пишет: "Спирт разрушает защитный барьер кожи, в результате чего бактериям становится еще легче проникнуть в сальные железы. Кроме того, сейчас установлено, что вещества, раздражающие кожу, могут вызывать обострение угревой болезни". Лечим-калечим. Позже я нашла лосьон на айхербе с салицилкой без спирта (на картинке).

Как противовоспалительный и антимикробный элемент системы используются пероксиды. Самый известный у нас - "Базирон" Я использовала американский препарат, который сняли с продажи в айхербе (слезы, слезы). И там, и там - концентрация 5%, автор рекомендует 10%, которые неизвестно где взять. Главное здесь опять таки правила использования. "Все перикисные  соединения нестойки, и даже при незначительном повышении температуры разлагаются с выделением кислорода... Лучше всего такие препараты приобретать в зимнее время. Сразу же после покупки - поместить в холодильник, и после применения отправлять туда же". Она даже рекомендует обернуть его тряпочкой, чтобы он не нагревался от тепла рук (!). Этот факт я подтверждаю: по эффективности коробочка, заказанная зимой, была намного эффективнее той, что проходила все адовы круги рашен пост летом. Поэтому уж лучше здесь буду зимой покупать базирон.  Повысить эффективность таких препаратов можно,  охладив перед нанесением кожу  кубиком льда и просушив салфеткой. Очень важно наносить средство на тщательно высушенную кожу.

Ну и напоследок -  пресловутые ретиноиды. Сначала я их тоже не хотела включать в программу. Из-за тератогенности (женщины, идущие на прием Роаккутана, вызывают некие сомнения, хотя это их личное дело), и из-за неудачного, еще школьного опыта, с ретиноевой мазью. Но там, как оказалось, было совершенно две ошибки. Концентрация - для начала лучше брать 0,5 процентов, а не 1; мазать тонким слоем один раз в день. Без фанатизма, в общем. Это сочетание сработало где то за полтора-два месяца. В книге эта схема: салицилка+базирон+ретиноевая мазь - предназначена для легких форм. Там рассмотрены  и другие программы, с которыми можно ознакомиться. Есть спорные моменты, как уже упоминалось, про спирт и антибиотики, а также совмещение ретиноидов и салициловой кислоты. Во многих источниках я встречала рекомендацию разводить в разные уходы эти два вида препаратов, что я и делала.

Также из личного опыта замечание о том, что умываться надо очень мягкими средствами во время лечения, да и после тоже. И, очень важно, как можно меньше прикасаться к лицу руками, тем более  ничего не давить и не ковырять. Это, как показывает практика - очень сложно даже для половозрелых и разумных особей. Но важно.  Подтверждает Анна Марголина: "Показано, что у людей, страдающих акне больше чувствительных нервных окончаний, чем у здоровых, и что эти нервные окончания окружены большим числом тучных клеток, выделяющих медиаторы воспаления... Поэтому им не рекомендуется трогать лицо руками, протирать лицо тканями, прикасаться лицом к шерсти животных...".  Так что, даже если вы обеззараживаете руки антисептиками, сам факт прикосновения активизирует негативные процессы.

И помнить о том, что выигранный бой - не вся битва. Для профилактики я использую гликолевые пилинги курсами и средство с бензоил пероксидом  один - два раза в неделю. Я не имею отношения к дерматологии и косметологии, поэтому в статье могут быть неточности, и рекомендую обращаться к первоисточникам, они того стоят (все можно скачать в интернете):


А.А. Марголина, Е.И. Эрнандес "Новая косметология", том 1. Очень медицинская, но профессиональная, верить можно спокойно написанному.

Вера Медведева  "Избавляемся от прыщей. Быстро и просто". Здесь лучше подключить разум, в том числе критический, взять полезное и задуматься над сомнительным.

На картинке средства из магазина Iherb.com:
1. Nature's Cure for females: acne medication vanishing cream (на основе БП) + гомеопатические таблетки (в гомеопатию не верю) - снят с продаж :(
2. HomeHealth, Blemish Treatment Lotion - с салицилкой.
3. Мыло с серой - оно по факту не сушит и вообще хорошее, но сейчас бы я выбрала что-нибудь помягче
4. Позже у меня добавилась ретиноевая мазь из обычной аптеки.

7 комментариев:

  1. не хочу поставить под сомнение слова врачей или еще что-то, но приведу собственный пример.

    у меня стадиа акне что-то между легкой и средней и ВСЕГДА на лице есть хоть один да прыщ. перед кд конечно больше, но сам факт наличие пары прыщей все же есть. из ухода у меня кислоты, довольна, НО могу сказать одно, уже две недели я ем овсянку на завтрак и я могу сказать лишь одно - уже в течении недели у меня ИДЕАЛЬНАЯ кожа, не считая расширенных пор, но НОВЫЕ прыщи не появляются. хоть ты тресни! тьфу тьфу тьфу. нового ухода я не покупала, ничего нового не вводила, кроме систематической овсянки, так что причины вижу только в ней. можете смеяться или крутить пальцем у виска, но я искренне верю, что моя кожа преобразилась именно благодаря ей.) видимо у меня все таки были проблемы с желудком..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это не противоречит мнению врачей. Причиной заболевания является та или иная форма дисбаланса, а провоцировать рецидивы и усугублять ее течение могут и проблемы с желудком, и стрессы, и прикосновения к лицу, а также наличие каких-то воспалительных процессов в организме, даже не залеченные зубы. Косметолог говорит о том, что только они одни напрямую не могут вызывать акне как болезнь. И все равно хорошо, когда простая овсянка на завтрак способствует таким чудесным превращениям)

      Удалить
  2. Спасибо за статью, очень полезно было почитать. Можно попросить у вас совета?
    Полгода назад я очень успешно боролась с акне по программе, очень схожей с вашей: салицилка + базирон + ср-во с гликолиевой кислотой. Гликоликом пользоваться перестала, салицилку и базирон для профилактики оставила.
    Но к сентябрю у меня началась аллергия на базирон (кожа краснеет, немного припухает и зудит, и почему-то очень чешутся глаза, хоть на них базирон и не пападал)
    Может это быть из-за того, что он хранился неправильно или от тепла?
    Я теперь в растерянности, потому что это единственное из всего перепробованного, что помогало. Есть ли какие-либо альтернативы базирону на российском рынке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста) Если это реакция на сам бензоил пероксид, то альтернативы, наверное, нет. У аналогов Базирона похожий состав. Самый известный из них - Бензакне польского произвоства. Есть пятипроцентная и десятипроцентная концентрации. Так же есть средства американского производства, типа Десквама, но они реже встречаются в аптеках. Вероятность того, что реакция именно на испортившееся средства высока. На вашем месте я бы еще раз попробовала Базирон, но уже четко соблюдая все рекомендации по хранению и инструкцию к препарату. Про глаза - сам БП щипет глаза, поскольку летуч, может быть, нюхали перекись водорода, тогда поймете. Мое средство, если его чересчур нанести, тоже щипало глаза. И, напоследок, я не косметолог, но мне кажется связка салицилка (я не знаю, в какой у вас форме) и базирон на постоянной основе долгое время - это слишком жесткое воздействие для кожи. Может быть, стоило оставить что-то одно или их чередовать.

      Удалить
  3. Добрый день! меня зовут Сабина, я работаю в Берлине в компании GLG. Ваш блог очень заинтересовал нас. У нас есть предложение для вас, участвовать в нашем проекте, а также у меня есть идея помочь друг другу завоевать больше читателей ;)
    Пожалуйста, свяжитесь со мной и в письме укажите ссылку на ваш блог.
    Вот мой e-mail: sabina@mirbonus.ru
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Я согласна с каждым вашим словом. мой путь похож на ваш, но до конца еще не пройден.

    ОтветитьУдалить
  5. Привет всем! Хочу открыть небольшой салон красоты, ищу информацию для написания бизнес плана. Хочется не просто так потратить деньги, а потом менять товар. Сегодня большой выбор оборудования для салонов красоты, аппаратов для косметологии. Выбираю между магазинами spashop.com.ua, venko.com.ua, ukrmedgarant.com.ua.Я уже запуталась( Подскажите где можно недорого купить криотерапия?

    ОтветитьУдалить